[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Brachi  
Форум » Графо- и фотомания » от Анны Василёк » Реализм "Властелина Колец" (от Анны Василёк)
Реализм "Властелина Колец"
VasiliokДата: Понедельник, 16.09.2013, 14:52 | Сообщение # 1
Настоящий графоман
Группа: Администраторы
Сообщений: 3320
Репутация: 0
Статус: Offline
Собрание колечков-клочков-облачков размышлений
 
VasiliokДата: Понедельник, 16.09.2013, 14:54 | Сообщение # 2
Настоящий графоман
Группа: Администраторы
Сообщений: 3320
Репутация: 0
Статус: Offline
Анекдот и эпиграф (Реализм «Властелина Колец». Выпуск 1)

Давно уже слышала и запомнила в таком варианте:

* * *

Разные степени «толкинутости»:
1. Прочитал — понравилось.
2. Толкинулся — толкини другого.
3. Шёл по лесу — увидел эльфа.
4. Нет, Профессор, всё было не так!

А вот это самое интересное — так как же это было? biggrin
Хотелось бы об этом написать.
Но в двух словах этого не расскажешь…
 
VasiliokДата: Понедельник, 16.09.2013, 14:55 | Сообщение # 3
Настоящий графоман
Группа: Администраторы
Сообщений: 3320
Репутация: 0
Статус: Offline
Реализм «Властелина Колец». Предисловие. Выпуск 2

Многими отмечено, что «Властелин Колец» отличается особенным реализмом. Он интуитивно чувствуется при первом же прочтении и более детальный разбор этого странного эффекта (острого ощущения реальности происходящего в, казалось бы, явно фантастическом произведении) только усиливается при разборе его деталей. Дело доходило до того, что к Джону Толкиену приставали с просьбами описать получше экономику Средиземья или разъяснить, к одному или разным биологическим видам относятся люди и эльфы, чтобы сложить в своей голове цельную непротиворечивую картину целого мира. Подобным любопытствующим он даже предлагал исследовать это «в полевых условиях». Читатели как будто не желали воспринимать написанное как сказку. Так откуда берётся такое сильное ощущение реальности произведения?
 
VasiliokДата: Понедельник, 16.09.2013, 14:56 | Сообщение # 4
Настоящий графоман
Группа: Администраторы
Сообщений: 3320
Репутация: 0
Статус: Offline
Реализм «Властелина Колец». Условность литературного мира. Выпуск 3

Понятно, что реальность для человека — «вещь в себе», отражаемая человеческим сознанием. Именно отражение мы и воспринимаем как реальность, упуская, конечно, при этом многие её аспекты как «вещи в себе». В любой форме её интерпретации или изложения, мы, естественно, «выдаём» вовне и показываем лишь это недостаточное отражение, причём лишь некоторую её часть, которую выделили, посчитали значимым относительно какого-то конкретного момента и смогли отделить и закрепить с помощью имеющихся в нашем распоряжении изобразительных средств. Исходя из этого, любое литературное произведение «априори» не может претендовать на роль реальности, это всегда лишь условная реальность литературного мира.

Учтём этот момент в дальнейшем.

Интересно, что мир, описываемый Профессором действительно очень похож на наш. Вот основные условия, которые лежат в основе его произведений, прежде всего «Властелина Колец» («Сильмариллион» более легендарен, «Хоббит» более сказочен, хотя они отражают тот же мир) - две аксиомы и один постулат, которые можно сформулировать следующим образом:

1) В мире есть единый Бог (со всеми его атрибутами Создателя);
2) Душа бессмертна;
3) Мир населён не только людьми, но и большим количеством иных разумных существ (думаю, не стоит перечислять, о ком здесь речь).

Дело в том, что заявить, что первые два утверждения нереальны, мы не можем. Мы готовы принять их за реальность. В третье утверждение кое-кто ещё верит… А вообще, странно, откуда явились все эти легенды о тех же эльфах и троллях. Как-то маловероятным кажется утверждение, что их просто так придумали древние благодаря своей необузданной фантазии. Они ведь тоже мыслили по-своему конкретно и «не размножали сущности без надобности».

На самом деле, практически все истории мира Толкиена опираются именно из эти утверждения, в остальном мы видим наш мир, разве что с искажённой географией…
 
VasiliokДата: Понедельник, 16.09.2013, 14:56 | Сообщение # 5
Настоящий графоман
Группа: Администраторы
Сообщений: 3320
Репутация: 0
Статус: Offline
Реализм «Властелина Колец». О естественности магии. Выпуск 4

Заметно, что понимание магии во «Властелине Колец» не однозначно тому пониманию магии, к которому мы сейчас привыкли. Это представление берёт своё начало из древних легенд. Тогда не было современного противопоставления: естественное — противоестественное. Владеющий магией был чем-то похож на нашего учёного — это тот, кто знает об устройстве мира больше, чем окружающие, и может использовать такое «эксклюзивное» знание для достижения каких-то целей. Впрочем, сам Толкин противопоставлял эльфийскую магию и магию тёмных сил (создающую машины). Вообще, вопрос сложный, конечно, и к нему можно будет ещё не один раз вернуться. Но что характерно — большинство сцен во «Властелине Колец», где задействована магия, может быть объяснена с другой точки зрения.

Магия как часть структуры мира является неотделимо переплетённой со всеми причинами и следствиями, тем более, что над всем этим стоит ещё и замысел Эру (сложность которого сложно представить), и музыка айнуров.

Например, поведение того же Кольца, штучки, несомненно «магической» и машины по совместительству (хм, его поведение — это тема отдельного и очень длинного разговора) показывает эту неразрывную взаимосвязь со жизнью мира. Можно заметить, как с каждым проигрышем Саурона оно отдаляется от своего «настоящего» хозяина и приближается с каждым его удачным ходом. Многое здесь выглядит странным и неоднозначным.

Проигрыш в войне ведёт к потере «символа и источника лидерства», укрепление в Лихолесье приводит к активизации Кольца, новый проигрыш Светлому Совету и уход на восток совпадает с уводом Кольца на запад, а удачный захват левого берега Андуина…

Это же так естественно выглядит: беженцы двигаются на запад, информация о происходящем доходит до Гэндальфа, который, в свою очередь, рекомендует Фродо перебросить опасный предмет к Эльронду… на восток!
 
VasiliokДата: Понедельник, 16.09.2013, 14:58 | Сообщение # 6
Настоящий графоман
Группа: Администраторы
Сообщений: 3320
Репутация: 0
Статус: Offline
Реализм «Властелина Колец». Убедительность речи персонажей. Выпуск 5

Эта двойственность, в которой магия неотделима от естественного хода вещей, присутствует, как будто, повсюду. Книгу интереснее всего читать между строк. Попробуем это сделать.

Большое значение здесь имеет мировоззрение «излагающего события». События во «Властелине Колец» рассказываются субъективно, причём голос настоящего автора не звучит в этом оркестре, он присутствует лишь как дирижёр, не играющий ни на одном из инструментов. Поэтому ему так много, в конце концов, пришлось объяснять, что имелось, а что не имелось ввиду (а не коммунисты ли орки?). Впрочем, я пытаюсь рассказать эти события так, как они мне «показались».

Толкин настолько хорошо прорисовывает психологию персонажей через их речь, что когда кто-либо из них только открывает рот, то сразу видно не только его расу, но и особенности его воспитания: можно даже узнать кое-что и об их родителях. Когда Перегрин Тук рассказывает в Бри «анекдот» про Ратушную Нору и Большого (Mayor) Вайтфута, начинаешь понимать, как относится Паладин к разделению власти в Шире (очевидно, в мирное и военное время лидеры различались). В конце концов, не так уж были неправы гондорцы, называя Пиппина «князем», и причиной этому было не только то, что он, ничтоже сумняшеся, «тыкал» Денетору (про его манеру говорить с королем, демонстрируемую прилюдно, я уже молчу), но и то, почему такое вообще стало возможно. Пиппину явно не приходит в голову соотносить своё поведение с ожиданиями окружающих, ибо семья его – самая родовитая в Шире, а Такборо представляет собой, по сути дела, укреплённый подземный замок, с чем, впоследствии и пришлось столкнуться сарумановым бандитам. В самом обрушении Мичель-дельвингской Норы вроде бы нет ничего смешного, но очень даже похоже, что Перегрин просто повторяет то, что слышал у себя дома. С нескольких слов вырисовывается целая картина взаимоотношений, воображаются неописанные сценки из быта.

Это так, как происходит и в реальности, если не сильнее.

Мы можем услышать, о чём персонаж думает, о чём он молчит, и то, о чём он сам и не подозревает (но что происходит в его подсознании). И это происходит практически при каждой реплике (пожалуй, сложнее всего «прочитать» недоговариваемое Гэндальфом, что тоже характерно). «Проработанность» языка и психологии персонажей, конечно, колоссальная.
 
VasiliokДата: Понедельник, 16.09.2013, 14:59 | Сообщение # 7
Настоящий графоман
Группа: Администраторы
Сообщений: 3320
Репутация: 0
Статус: Offline
Реализм «Властелина Колец». Заклинание Назгула (1). Выпуск 6

Таким образом, рассмотрим некоторые эпизоды, учитывая их «авторство». Довольно характерный в этом плане эпизод – сцена штурма ворот Гондора. Заметьте, то, что не попало в поле зрения авторов и комментаторов «Красной Книги», так и остаётся неизвестным (что также создаёт ощущение реальности)! Откуда же взялось описание штурма? Дописано ли оно впоследствии, или же Фродо сам попросил записать произошедшее очевидца? Во всяком случае, рука хоббита сюда не прикладывалась, никто из них не видел таких подробностей, да и слишком резко отличается данный кусок текста по стилю, так что, очевидно, что «править» документ не стали. Гронд мог видеть кто-то из солдат или офицеров, находившихся на первой или второй стене. Видно, что «автор» имел некие свои представления о том, как описывать подобные вещи, поскольку в глаза бросается попытка выразить происходящее «высоким штилем», даже с поэтическими элементами (повторяющееся в начале абзацев выражение “Grond go on”) – что тоже выдаёт в нём гондорца.

Конечно, это были воспоминания, но в тот момент человек вряд ли сильно задумывался о том, что он видит. К тому же он автоматически расшифровывает увиденное, исходя из своих представлений. В результате мы имеем картину разрушения Ворот с помощью страшных заклинаний, произнесённых назгулом.

Но что гондорец видел и слышал на самом деле?
 
VasiliokДата: Понедельник, 16.09.2013, 15:00 | Сообщение # 8
Настоящий графоман
Группа: Администраторы
Сообщений: 3320
Репутация: 0
Статус: Offline
Реализм «Властелина Колец». Заклинание Назгула (2). Выпуск 7
   
Сначала – первый безрезультатный удар тараном. А потом – трёхкратный удар тараном же под громкие и ритмичные крики назгула, на незнакомом (!) гондорцу языке. Где, собственно, доказательства, что это вообще были заклинания, а не команды троллям (что-то вроде «раз-два-взяли»)?

Ясно, что если бы Ворота разрушались просто заклинаниями, никто не делал бы сей громоздкий таран, который надо было ещё провезти по длинной дороге и как-то переправить через широкую реку. Ясно, что именно на Гронд и был основной расчёт – эта массированная атака провалилась бы (по крайней мере, пришлось бы серьёзно менять тактику на всём фронте), если б вдруг он не сработал. Похоже, что назгула сильно расстроило и даже напугало то, что таран не пробил Ворота с первого раза. Да… кричал-то он тогда, наверное, особенно страшно…

Нет, сам Профессор магии не отрицает, но говорит, что суть её и её двойственность остаётся скрытой от людей… То, что человек принимает за собственно магические действия – лишь «украшения», красивые или страшные. То, чем она является на самом деле – неясно, но в созданном им мире это – неотъемлемая часть природы, а при такой постановке вопроса мы не можем доказать, что её нет и в нашем мире, ибо «многое есть на свете, друг Горацио…»

В конце концов, разве мы можем утверждать, например, что Солнце – неразумно? Откуда нам знать такие вещи, если мы только не упрёмся в «зацикленное» определение разума, как присущее лишь человеческому существу и выражаемое лишь через человеческую «речь» во всех её видах? Конечно, если оно как-то думает и выражает свои мысли, нам проблематично расшифровать его язык и оценить «разумность», очень непохожую на нашу.

Впрочем, именно космогония этого мира прилично отличается от привычных нам теорий.
 
VasiliokДата: Понедельник, 16.09.2013, 15:00 | Сообщение # 9
Настоящий графоман
Группа: Администраторы
Сообщений: 3320
Репутация: 0
Статус: Offline
Реализм «Властелина Колец». Сражение одушевлённых Стихий. Выпуск 8

Но про фундаментальные основы происходящего в Арде, можно говорить долго.

Вернёмся пока к восприятию магии людьми (и хоббитами).

Итак, иногда разумные расы, лишенные сей загадочной магии, присущей местным ангелам (айнурам) и эльфам, но безусловно верящие в её существование и необычные «волшебные» возможности, довольно странно, на наш современный взгляд, воспринимают происходящее. Отношение Сэма к Галадриэли таково, что он свято верит в то, что все его молитвы доходят до неё и выполняются: например, конечно, именно Галадриэль вызвала появление воды в высохшем русле реки после дождя… хм. Предположим, что Владычица может как-то наблюдать происходящее через Кольца, только её ли рук дело – ветер, гнавший корабли Арагорна, пришедший с моря и соединившийся с вулканической тучей? Или всё-таки тут Манвэ поработал? А мог ли управлять ветром Саурон, или просто он приурочил своё нападение к определённому времени, хорошо зная прогноз местной погоды? Кажется, это даже не его стихия… Все эти вещи (сражения одушевлённых Стихий) остаются «за кадром», поэтому так легко поверить в естественность происходящего. Мы же не можем знать, происходит или нет что-то подобное здесь и сейчас, в нашем мире (ибо просветить некому, а информация о «той» магии людям недоступна). А «там» – хитрое умолчание, которое позволяет предположить всё, что угодно, вплоть до случайной смены погоды (ага, «у нас» это был бы единственный вариант предположения!).
 
VasiliokДата: Понедельник, 16.09.2013, 15:01 | Сообщение # 10
Настоящий графоман
Группа: Администраторы
Сообщений: 3320
Репутация: 0
Статус: Offline
Реализм «Властелина Колец». «Глухой телефон». Выпуск 9

Иногда из подобных «субъективностей восприятия» выстраиваются целые цепочки и сложные узоры. Рассмотрим ещё кое-что. Примером длинной цепочки передачи информации (как в игре «глухой телефон») может стать запись в «Алой Книге» об неведомых чувствах назгулов. Надо сказать, рассказ Арагорна на вершине Вазертопа выглядит в ней несколько сумбурно… Сложно понять, о чём вообще речь. Ну да, кто кроме самих назгулов и таких, как Саурон, может знать, как они ориентируются… Никто не проводил опыты над ними, как над летучими мышами, чтобы понять, какой орган чувств у них доминирует. Элронд мог о чём-то догадываться, но неуверенно… Очевидно, что это он просветил Арагорна, однако, что уловил Арагорн из этих объяснений, остаётся скрытым. И вот он пытается пересказать Фродо то, что он понял. Проще обратить внимание на поведение самих кольценосцев…

Если отодвинуть в сторону мистически-запутанн¬ый пересказ эльфийских догадок, собрать заведомо известные факты и перевести всё на привычные нам понятия, то можно предположить, что назгулы, во всяком случае, обладают смутным инфракрасным зрением. Это объясняет, например, почему в полдень, особенно в лесу, где полно движущихся и размытых тёплых пятен самой разной конфигурации, они так ничего и не увидели, зато очень и очень уверенно вышли ночью на костёр, спрятанный на самом дне лощины. А знал ли об этом Арагорн, посоветовавший развести костёр? Или же он решил, что их всё равно найдут, так чтобы хоть отбиваться было чем?

Да, это «двойное дно» – искажение информации при её передаче (а искажается она в полном соответствии с нашими же представлениями о психологии) и возможность «прочитать» ту или иную сцену в рамках привычных нам представлений, очень хорошо создают иллюзию реальности происходящего.
 
Форум » Графо- и фотомания » от Анны Василёк » Реализм "Властелина Колец" (от Анны Василёк)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Создать бесплатный сайт с uCoz